just_tom: Million Dollar Hotel (Default)
[personal profile] just_tom
Вчера в возрасте 61 года умер польский музыкант Пшемыслав Гинтровски, которого "Газета Выборча" почему-то назвала соавтором знаменитой песни "Стены" ("Mury"). Мелкую неправду оставим на совести безграмотных журналистов "Газеты": Пшемыслав Гинтровски не был её соавтором - он был соавтором музыкальной программы, в которой эта песня занимала главное место. А написал её в 1978 году Яцек Качмарски на музыку каталонского барда Луиса Лаха. Оригинал, ставший гимном противников режима Франко, назывался "L'estaca" ("Столб") и был про певца и диктатуру - про то, что певец вместе с народом могут этот столб, символ несвободы, повалить. Вариант Яцка Качмарского вроде бы тоже про это:
On natchniony i młody był, ich nie policzyłby nikt
On im dodawał pieśnią sił, śpiewał że blisko już świt.
Świec tysiące palili mu, znad głów podnosił się dym,
Śpiewał, że czas by runął mur...
Oni śpiewali wraz z nim:

Wyrwij murom zęby krat!
Zerwij kajdany, połam bat!
A mury runą, runą, runą
I pogrzebią stary świat!
Он был молодой и воодушевлённый, их было не счесть,
Он им придавал силы песней, пел, что уже скоро рассвет.
Для него горели тысячи свечей, над головами поднимался дым,
Он пел, что пора, чтобы рухнула стена...
Они пели вместе с ним:

Вырви стенам зубы решёток!
Сорви кандалы, поломай кнут!
А стены рухнут, рухнут, рухнут
И погребут старый мир!

Правда, немного на "Интернационал" похоже?

Песня сразу же стала символом борьбы с коммунизмом, роли поэта в борьбе с диктатурой и почти что гимном "Солидарности". Её пели бастующие в 1980 году рабочие и демонстранты во времена военного положения, мелодия была использована в качестве джингла радиостанции "Солидарность"...

И тут начинается вторая неправда, куда более значительная: песня Качмарского совсем о другом.



Wkrótce na pamięć znali pieśń i sama melodia bez słów
Niosła ze sobą starą treść, dreszcze na wskroś serc i głów.
Śpiewali więc, klaskali w rytm, jak wystrzał poklask ich brzmiał,
I ciążył łańcuch, zwlekał świt...
On wciąż śpiewał i grał:

Wyrwij murom zęby krat!
Zerwij kajdany, połam bat!
A mury runą, runą, runą
I pogrzebią stary świat!

Aż zobaczyli ilu ich, poczuli siłę i czas,
I z pieśnią, że już blisko świt szli ulicami miast;
Zwalali pomniki i rwali bruk - Ten z nami! Ten przeciw nam!
Kto sam ten nasz najgorszy wróg!
A śpiewak także był sam.

Patrzył na równy tłumów marsz,
Milczał wsłuchany w kroków huk,
A mury rosły, rosły, rosły
Łańcuch kołysał się u nóg...

Patrzy na równy tłumów marsz,
Milczy wsłuchany w kroków huk,
A mury rosną, rosną, rosną
Łańcuch kołysze się u nóg...
Вскоре они выучили песню наизусть и сама только мелодия без слов
Несла в себе свою суть и пронизывала сердца и умы.
Так что они пели, хлопали в такт, их аплодисменты звучали как выстрелы,
И цепь была тяжела, и рассвет всё не наступал...
А он всё пел и играл:

Вырви стенам зубы решёток!
Сорви кандалы, поломай кнут!
А стены рухнут, рухнут, рухнут
И погребут старый мир!

Наконец, они увидели, как их много, почувствовали силу и время
И с песней о том, что скоро рассвет, шли по улицам городов;
Они рушили памятники и вырывали брусчатку - Этот с нами! Этот против нас!
Кто сам по себе, тот наш злейший враг!
А певец тоже был сам по себе.

Он смотрел, как мерно маршировали толпы,
Молчал, вслушиваясь в грохот шагов,
А стены росли, росли, росли,
Цепь колыхалась у ног...

Он смотрит, как мерно маршируют толпы,
Молчит, вслушиваясь в грохот шагов,
А стены растут, растут, растут,
Цепь колышется у ног...


Яцек Качмарски: Я написал "Стены" в 1978 г. как произведение о недоверии ко всяческим массовым движениям. Я услышал запись Луиса Лаха и поющую многотысячную толпу и представил себе, как эгоист и человек, который в жизни ценит индивидуализм, ситуацию - кто-то создаёт что-то очень красивое, потому что это очень красивая музыка, очень красивая песня, а потом у него это произведение отнимают, потому что оно перехватывается людьми. Произведение просто перестаёт быть собственностью своего автора, и об этом повествуют "Стены". И эта баллада сама себе наворожила, потому что с ней произошло то же самое. Она стала гимном, песней людей и перестала быть моей...

Напрасно Яцек Качмарски пытался объяснить, что его неправильно поняли, неудобный последний куплет на концертах заглушался овациями, а кто-то даже написал новую концовку: "A murów nie ma, nie ma, nie ma..." ("А стен нет, нет, нет...").

Тогда он, разозлившись, написал песню "Стены - 87. Двор":

Jak tu wyrywać murom zęby krat,
Gdy rdzą zacieka cegła i zaprawa?
Jakże gnijącym gruzem - grzebać stary świat,
Kiedy nowego nie ma czym i - na czym stawiać?
O czym dziś na podwórku śpiewać
Liszajom obsuniętych ścian,
Gdzie nawet skrawek nieba ziewa
Na widok tych - śmiertelnych ran?
Как тут вырывать стенам зубы решёток,
Когда ржавчиной покрылись кирпичи и цемент?
Как гниющими развалинами погребать старый мир,
Когда нового нечем и не на чем поставить?
О чём сейчас петь во дворе
Лишаям оползших стен,
Где даже кусочек неба зевает,
Видя эти смертельные раны?


Источники: тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут.

Date: 2012-10-21 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] bohinj.livejournal.com
Петя, спасибо!

Date: 2012-10-21 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] just-tom.livejournal.com
Да не за что. Самое смешное, что это не умаляет значения песни в её искажённом виде. Это же действительно был гимн боровшихся с коммунизмом.

Date: 2012-10-21 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] bohinj.livejournal.com
Да нет, это не смешное. Это - нормальное.
История мифологии - необходимая и обязательная составная истории.

Сначала аж дыхание перехватывает от сочувствия автору, а потом что-то такое проясняется\вспоминается про законы искусства и прочую "судьбу произведений")

Date: 2012-10-21 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] kolyuchka53.livejournal.com
"А стены растут, растут, растут,
Цепь колышется у ног..."


"...а потом у него это произведение отнимают, потому что оно перехватывается людьми"

Спасибо. Удручающая история.

Date: 2012-10-21 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] just-tom.livejournal.com
При этом я не разделяю пессимизм Качмарека, массовые движения не только к диктатуре приводили. Но история очень показательная, я только не могу пока точно сформулировать, в чём.

Date: 2012-10-21 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] kolyuchka53.livejournal.com
А я разделяю, увы.


Date: 2012-10-21 07:38 pm (UTC)
From: [identity profile] kolyuchka53.livejournal.com
Не берусь судить о Польше, слишком мало знаю.

Я восприняла песню как признание победы толпы над индивидуальностью (об этом и фильм Бардина).
И совсем неважно: диктатура или большинство. "Она раздавлена ​​- все больно"(с)

Date: 2012-10-21 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] just-tom.livejournal.com
Меняете тезис :)))
Качмарек писал не о победе толпы над индвидуальностью, а о вполне политических вещах - о толпе, которая поддерживает большевиков, бьёт евреев и так далее. Во тут подборка цитат из интервью с Качмарским, де он свершенно ясно об этом говорит: www.kaczmarski.art.pl/tworczosc/zapowiedzi/mury.php (понятное дело, по-польски).

Date: 2012-10-21 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] kolyuchka53.livejournal.com
Отчего же? Вот malpa, похоже, думает так же, как и я:
http://lenagr.livejournal.com/87565.html?thread=2565389#t2565389 (http://lenagr.livejournal.com/87565.html?thread=2565389#t2565389)

Date: 2012-10-21 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] just-tom.livejournal.com
Я пока вижу только подтверждение слов Качмарского, что произведение перестаёт принадлежать его автору - что бы он ни говорил, Малпа с Колючкой видят это иначе ))))

Date: 2012-10-21 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] kolyuchka53.livejournal.com
Очередной комментарий ушёл в спам(

"произведение перестаёт принадлежать его автору" -
а кто спорил по этому тезису?

Date: 2012-10-21 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] kolyuchka53.livejournal.com
И сам Яцек по Вашей ссылке говорит:
"...С упорством адаптируют эту песню, интерпретируя в соответствии с текущими обстоятельствами и потребностями. Не нужно быть мудрецом, чтобы увидеть, что на месте одной из стен поднимается другая. Я люблю пространство буквально и фигурально. Однако, большинство людей боятся пространства и, следовательно, строят заборы, стены, барьеры ... "(Из разговора, который появился на портале http://www.panorama-miast.com.pl, 01.08.1998)

Date: 2012-10-21 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] just-tom.livejournal.com
Только те ли стены?

To prawda, że ta piosenka stała się wręcz kultowa, choć historia jej powstania była bardzo prosta. Mój przyjaciel, tłumacz literatury hiszpańskiej, zapoznał mnie z twórczością Llacha. Ja ze swoim socjalistycznym doświadczeniem, od razu miałem przed oczami tłum ludzi, który z tą piękną melodią na ustach wychodzi na ulice i szuka Żyda, bądź innego obcokrajowca - innowiercę, aby go pobić - jak to zresztą było przed wojną. Pomyślałem wówczas, że warto o tym napisać piosenkę i zrobić taki rodzaj happeningu z publicznością.

И вот:

Mnie to natychmiast skojarzyło się z rewolucją bolszewicką, o której ktoś na Zachodzie powiedział. że nie zwyciężyłaby, gdyby nie porywające pieśni. No i napisałem "Mury", czyli słowa do istniejącej melodii, mówiące o tym jak utwór przestaje być własnością autora, stając się własnością tłumu.

Date: 2012-10-21 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] kolyuchka53.livejournal.com
Процитированное Вами
("Мир классической и акустической гитаре», № 4 (4) август / сентябрь 1997 года, стр. 56 )
Кочмарский сказал за год до процитированного мной. - Моя цитата из того интервью (август 1998), что на пару абзацев ниже:)

Оба высказывания принадлежат Качмарскому, не так ли?

Складывается впечатление, что противоречия на самом деле нет:
и личность бывает раздавлена (подчинена, подавлена) толпой, и произведение отчуждается от автора и интерпретируется "на злобу дня".

Date: 2012-10-21 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] shrodinger-cat.livejournal.com
"Но история очень показательная, я только не могу пока точно сформулировать, в чём".

История вполне тянет на притчу, потому и сформулировать трудно, а может - и не надо даже формулировать...

Date: 2012-10-21 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] just-tom.livejournal.com
Да. Наверное, да.

Date: 2012-10-21 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] malpa.livejournal.com
Погоди, это я сошла с ума, или о Murach, Качмарском и испанском оригинале несколько месяцев назад ты уже писал? Или не ты? Но у кого-то в ЖЖ я когда-то об этом уже читала.

Date: 2012-10-21 07:05 pm (UTC)
From: [identity profile] just-tom.livejournal.com
Я не писал, мы где-то в комментах обсуждали. А вчера вечером прочитал в новостях о Гинтровском и вспомнил.

Date: 2012-10-21 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Ты не сошла с ума, писала довольно подробно, с ютюбиками даже, Горбаневская. Там ещё есть каталонский след, если я правильно помню.

Date: 2012-10-21 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] just-tom.livejournal.com
Каталонский след у меня тоже есть. Ещё где-то это было, потому что я не читаю Горбаневскую. Кто-то внимательно прослушал эту песню до конца и удивился, правильно ли понял.

Date: 2012-10-21 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] malpa.livejournal.com
Горбаневскую, если честно, я уже давно не читаю. При всем моем уважении к ее биографии.

Date: 2012-10-21 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] nikstutas.livejournal.com
Я читал и много слушал о Стенах зимой. Много было во френдленте. Даже русские переводы . Предлагали сделать гимном Болотной.

Date: 2012-10-21 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] malpa.livejournal.com
Да, я уже вспомнила, где недавно это обсуждалось, и дала Бегемоту ссылку (в комментах ниже).
Edited Date: 2012-10-21 07:51 pm (UTC)

Date: 2012-10-21 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] just-tom.livejournal.com
Было бы совсем смешно. Для красного словца...

Знаете, что меня раздражает в российской демократической оппозиции? Убеждённость в том, то жизнь - это медийный проект. Достаточно назвать себя "Солидарностью", и от этого что-то прибудет. В Польше тоже был пиар, и Валенса во многом его продукт, но не маркетинг сделал 1989 год, а наличие политических сил, широй социальнй базы, интеллектуалов и так далее, и так далее.
Edited Date: 2012-10-21 08:00 pm (UTC)

Date: 2012-10-21 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] nikstutas.livejournal.com
Все так. Качество у нас не дотягивает. Из-за количества малого )

Date: 2012-10-21 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] just-tom.livejournal.com
Если бы они ещё это понимали... Всё мечтают о каком-то чудодейственном проекте. Сами же смеются над историями о кознях Госдепа...

Date: 2012-10-21 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] domi-nic.livejournal.com
у lenagr могла. там был обсужданс.

Date: 2012-10-21 11:23 pm (UTC)
From: [identity profile] malpa.livejournal.com
Ага, так оно и было.

Date: 2012-10-21 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] malpa.livejournal.com
Нашла. Это вот здесь у Лены Грачевой было:
http://lenagr.livejournal.com/87565.html

Date: 2012-10-21 07:05 pm (UTC)
From: [identity profile] nikstutas.livejournal.com
Ах какая была легенда! Но реальность еще красивее. Потому что честнее.

Date: 2012-10-21 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] just-tom.livejournal.com
Честнее, но не уверен, что красивее.

Date: 2012-10-21 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] nikstutas.livejournal.com
Каждый ниспровергатель и сменщик режима должен держать в уме Оруэлла Скотный двор. Вот потому то последний куплет оч важен.

Date: 2012-10-21 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] just-tom.livejournal.com
К счастью, история знает несколько случаев смены режима, где результат оказался достаточно далёким от ожидаемого, но всё же и очень далёким от орвелловского.

Date: 2012-10-21 08:05 pm (UTC)
From: [identity profile] nikstutas.livejournal.com
Это окрыляет )

Date: 2012-10-22 05:35 am (UTC)
From: [identity profile] just-tom.livejournal.com
Как же эффективно Путину и Ко. удалось привить народу страх перед массовыми протестами. Будем годить, а то вдруг станет ещё хуже...

Вот поляков не удалось напугать, и какой ужас получился.

Date: 2012-10-22 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] malpa.livejournal.com
Извини, но ты в комменте Никстутаса услышал что-то не совсем то (как мне кажется). Он же не сказал: не надо бороться. Он сказал: надо помнить об опасности.

Date: 2012-10-22 07:09 am (UTC)
From: [identity profile] just-tom.livejournal.com
Может, и не то, пусть меня тогда поправят. Просто за последнее время я слишком часто слышу от вполне вроде достойных людей, что надо смириться и сидеть тихо, потому что иначе будет кровопролитие. Кстати, об Орвелле: в современнй истории ты много можешь вспомнить случаев, когда массовое движение привело к власти говно? А сколько случаев, когда это не было запланировано с самого начала?

Date: 2012-10-21 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] todash-tahken.livejournal.com
спасибо, очень люблю эту песню, ну и вообще творчество Качмарского

Date: 2012-10-21 08:05 pm (UTC)
From: [identity profile] just-tom.livejournal.com
Я его песни довольно слабо знаю, просто эта история когда-то произвела на меня впечатление.

Date: 2012-10-21 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] todash-tahken.livejournal.com
у меня всё наоборот: песни знаю достаточно хорошо, но историю впервые прочитала здесь :-)

Date: 2014-06-13 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] malpa.livejournal.com
Смотри, что я сегодня в Эмпике купила:
http://www.empik.com/mur-piosenki-lluisa-llacha-zespol-reprezentacyjny,p1095403424,muzyka-p
Песни не слушала, пока что книжку листаю.

April 2026

S M T W T F S
    123 4
5 67891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 8th, 2026 09:42 am
Powered by Dreamwidth Studios